Сборник тестов Г. Айзенка "Проверьте свои способности" обращен к самому широкому кругу людей. Практически он обращен к любому, кто откликнется на его призывное название. И действительно, за рубежом сбоник привлек к себе самое пристальное внимание, став прямо-таки бестселлером.

     Как известно, людям свойствен интерес ко всякого рода головоломкам, шарадам, ребусам, кроссвордам и пр., но обычно такой интерес не перерастает в массовое увлечение. Так чем же объясняется столь повальное пристрастие?

     Дело в том, что автор предлагает вам испытать свои силы в решении целой серии задач, с помощью которых можно узнать что-то новое о себе, о своих способностях. Это уже не просто занимательное времяпрепровождение, несмотря на условность задач, их схематичность и как бы игровую форму. Желание испытать свои силы связано с извечным стремлением человека познать самого себя. Это оправданное и очевидное стремление, как ни странно, относится не к конечной цели - достичь самопознания. Призыв "познать самого себя" воспринимается не как задача, способная доставить радость только на этапе ее разрешения. Никто, собственно, об этом и не задумывается. Задача неисчерпаема, а цель относится к категории абсолютной истины. Но стремление к истине, сам процесс познания необычайно привлекательны. В этом главная приманка сборника "Проверьте свои способности". Человеку приятно, что задача ставится в порядке самопроверки, т.е. определение способностей отдается в его собственные руки. Иными словами, человек соединяет в одном лице исследователя и испытуемого, а сборник поставляет и инструмент и программу исследования.

     В процессе решения задач у вас может возникнуть чувство досады, нетерпения, желание бросить "заниматься пустяками", может появиться, как признает и сам автор, раздражение против составителя задач. Но при успехе вдруг все сменяется чудесным чувством радости. А успех чаще всего приходит неожиданно, как своего рода озарение. Человек просматривает только что решенную задачу и видит, что "ларчик просто открывался", однако он не только удивляется этому, но и вновь переживает радость открытия. Это миниатюрная, но верная модель такого большого события, как настоящее открытие ученого или художника, у которых процесс решения - дело всей жизни: в маленьких масштабах психологического эксперимента также присутствует "Эрика!" Архимеда.
     Человек активно отражает в своем сознании окружающий мир, а в нем и самого себя; по словам Маркса, человек видит себя в другом человеке, как в зеркале. В процессе самоотражения возникает самоощущение, оно изменчиво и зависит от внешних обстоятельств, что сказывается на сопровождающем самоощущение аккомпанементе чувств и эмоций (радость, досада и пр.). В процессе самоотражения возникает и самоанализ, или рефлексия: человек начинает смотреть на себя как бы со стороны и этим осуществляет самоконтроль и производит самооценку. Определение самого себя во времени и пространстве, в общении с другими людьми - величайшая потребность человека. И именно в связи с этим человек нуждается в приеме собственны сигналов, или самосигналов. Без этого невозможно управлять своими поступками, Так и происходит в действительности: по внешним каналам связи (т. е. каналам, проходящим через внешнюю среду) человек принимает самосигналы. Легче всего это показать на примере человеческой речи. Для нормального ее развития необходим слух. Отсутствуют передача и прием по воздушному каналу связи между голосовым аппаратом и ухом - и глухой ребенок становится глухонемым. Чтобы обучить глухонемого эвучащей речи, надо взамен отсутствующей внешней связи "подставить" другую внешнюю связь. На этом и основано обучение с помощью зеркала и с помощью воздушного шарика. В первом случае человек воспринимает в зеркале свой зрительный говорящий образ, во втором - вибрацию оболочки поднесенного к губам шарика. Если в ходе процесса самоотражния возникают какие-либо трудности или препятствия, человек переживает, его охватывают чувство тревоги, беспокойство, напряженность, ощущение чего-то незавершенного. Активный характер самоотражения заставляет человека вглядываться в самого себя.

     Все сказанное относится и к тестам. При решении задач идет непрерывный процесс обращения к условию задачи и вынесения создаваемых в собственном представлении промежуточных ответов или вариантов. Ощущение завершенности возникает только при решении закрытых задач. Если решение отсутствует, то процесс его поиска прервать не так-то просто. Казалось бы, что особенного в том, что не удается найти правильную расстановку в бессмысленном ТИВОНКР и бросить "занятие пустяками", дабы приняться за что-нибудь полезное. Но спокойной жизни уже нет. Поддавшись на приманку "проверь свои способности" и схватив ее (начав решать задачу), оказываешься на крючке. Решить бросить нетрудно, трудно перестать решать. Затраченные усилия не дали успешного эхо-эффекта и, после того как сборник с тестами отброшен в сторону, мозг все еще навязчиво продолжает какое-то время возиться с решением, Тут, естественно, возможна и своя "Эврика!".

     Задача решается, но завершения (решения, ответа) еще нет, множатся варианты, число их растет, особенно при настойчивости исполнителя. Все варианты или подходы - это своего рода помехи, которые неминуемо создаются в процессе решения, они и путь к решению, они и фон, мешающий выделению полезного сигнала. В приведенном примере преобразования бессмысленного ТИВОНКР в осмысленное и совсем обыденное слово вторник помех может быть очень много. Все эти помехи, произведенные самим человеком, представляют собой самосигналы, прием которых на каком-то этапе не способствует приятному самоощущению, и лишь раскрытый и принятый "на себя" правильный сигнал (число или образ) вызывает успокоение, возможно, не без примеси некоторого вполне законного самодовольства. Опасение лишиться этого по праву заработанного чувства вызывает общеизвестную реакцию: "не мешайте", "не подсказывайте", "дайте решить самому".

     В тестах присутствует и игровая ситуация. Во введении автор говорит о попытках тестируемых найти дополнительные решения, дабы посрамить составителя. Это делает процедуру тестирования экспериментальной ситуацией, в которой, независимо от результатов как таковых, можно увидеть многое, что характеризует психологические особенности человека. Проявляются такие качества, как собранность и настойчивость, или их отсутствие. Многие психологи только в этом и видят значение тестов, они подчеркивают, что оценка поведения, отношения к тестам и их составителям может принести пользу лишь в качестве дополнительного диагностического средства и при условии, что трактовка результатов тестирования находится в руках знающего и искушенного исследователя. С последним нельзя не согласиться.

     Автор считает, что задания теста не следует вырывать словно цитаты из контекста, так как тест представляет собой единое целое. Его нельзя произвольно разбивать на части. Продолжая эту мысль, надо заметить, что она справедлива и по отношению к сборнику в целом, так как и сам сборник - лишь фрагмент, взятый из общего цикла исследований Айзенка, с той только разницей, что фрагмент этот достаточно представителен, чтобы Вы смогли составить собственное суждение о тестах этого цикла.

     Главное в тестах Айзенка - это их модельный характер. В каждом тесте, состоящем из задач, построенных на словесном, буквенном и цифровом материале, можно найти аналогию, подобие отдельной трудовой операции, а в целом отнести тест к какому-либо виду реальной деятельности. Маленький масштаб тестов, искусственность самих задач невольно приводят к мысли о большом разрыве между тестом и жизнью. Этот разрыв есть, и он неминуем при проведении различных экспериментов, проб, направленных на изучение индивидуально-психологических особенностей человека. Но признание за тестом его модельного характера позволяет использовать тесты и для решения важных жизненных вопросов. Говоря о модели как средстве познания, обычно отмечают, что она неполна, т. е. не воспроизводит жизнь полностью, а отражает лишь ее наиболее важные, существенные стороны. Модель ущербна, свернута по сравнению с оригиналом, но именно это делает ее наглядной и удобной для использования, т.е. проигрывания действительных событий жизни, модель динамична и гибка.

     При любом занятии, в том числе и при решении задач теста, у человека создается внутренняя модель, модель в собственном представлении, с помощью которой он проигрывает в уме задание, выдвигает гипотезы и пробует новые подходы. При этом, как уже говорилось, и на пути правильного решения возникают промежуточные ответы, невидимые наблюдателю со стороны, но вполне осознаваемые самим исполнителем (выше о них говорилось как о помехах).

     Главная трудность при использовании метода тестирования заключается в том, что суждение о проделанной работе может быть составлено только по конечному результату в виде правильного или неправильного ответа или отказа от решения. В известной мере эта трудность преодолевается благодаря тому, что анализ работы исполнителя проводится по всей серии тестов и при сравнении тестов (словесных, цифровых и пр.) между собой.

     Даже такая, казалось бы, мелочь, как выбор задачи по степени трудности (разрешается выбор в любом порядке), может говорить о соотношении уровня "притязаний" и уровня "достижений". Так, при несколько завышенном уровне "притязаний" человек, не решив более легких задач, активно примется за решение задач более трудных, не смущаясь неуспехом. При пониженном уровне "притязаний" - остановится на решении задач, не требующих напряжения, и не "дерзнет" решать задачи более сложные. Это не обязательная, но возможная трактовка отношения человека к заданиям. В некоторых случаях возникает "опасность" (конечно, в условном смысле) "зациклиться" на решении только легких задач и перевести тест с позиции задания по определению способностей на рельсы обычного развлечения. В этом виде "зацикливание", конечно, вполне безобидно. Несколько большую опасность оно представляет при решении сложной задачи, и здесь, как в модели, намечается та жизненная ситуация, которая в развернутом виде воплощена в образе изобретателя вечного двигателя или "математика", настойчиво, до навязчивости, стремящегося доказать теорему Ферма. Психологи, врачи к этому кругу относят еще и различного рода целителей и графоманов, последние порой становятся бичом для сотрудников редакций. Во всех этих случаях решение превращается из средства в самоцель.

     Модельный характер теста наглядно виден в пространственно-зрительных задачах, которые направлены на определение "пространственных способностей". Выявление и развитие их особенно необходимы в условиях школы. Как известно, в школе одновременно сосуществуют и взаимодействуют такие "пространственные" дисциплины, как география (кругозор карты и глобуса), геометрия (кругозор школьной тетради), черчение (кругозор чертежного листа). Принято говорить, что эти дисциплины способствуют развитию пространственного воображения. Существуют и пространственные представления, выработанные самой жизнью, такие, как ориентировка в пространстве - начиная от запоминания ребенком дороги от школы к дому и кончая навыками обращения с картой и компасом в туристских вылазках и популярных походах по историческим местам. Размах пространственных представлений связан с условиями жизни, воспитанием. Так, мальчик далекого Севера не теряется в безориентирном для нас снежном пространстве, мальчик-горец берет на себя обязанности проводника, городской мальчик прекрасно разбирается в лабиринте большого города. Масштаб карты - это "промежуточное звено" между суженным рамками листа пространством и пространством реальным. Нужно достаточно развить пространственные представления, чтобы не только уметь прочесть чертеж или карту, но и, составив внутреннюю модель соответствующего реального пространства (местности), проиграть в уме свое реальное передвижение. Пространственно-зрительные тесты - тоже модели активной оценки взаимоположения фигур, активной потому, что решение связано с вращением этих фигур в собственном представлении. Карты, чертежи, кроки надо перевести, преобразовать в практические действия и, наоборот, линию передвижения и зрительные впечатления преобразовать в карту или чертеж. Несомненно, эти преобразования полезны для практики, они связаны со многими видами деятельности человека. Они необходимы и агроному, и картографу, и геологу, и геодезисту, и штурману, и капитану, и космонавту, и военнослужащему.

     Словесные, цифровые и зрительные задачи с фигурами включают операции сортировки, систематизации (сравнение цифровых рядов и пополнение ущербного ряда на основании найденного общего признака), выбраковки ("исключить лишнее"), комплектования ("вставить недостающее") и пр.

     К преимуществам теста, опять-таки как модели какого-то фрагмента реальной жизни, относится все то, что характеризует модель как средство познания. Дело в том, что не всякое событие в жизни можно воспроизвести и изучить в натуральную величину. В одних случаях этому препятствует "невозвратность" событий, в других - экономическая нецелесообразность или неоправданный риск. Именно в таких случаях и прибегают к модели (помня, конечно, о ее ограниченности). Применение модели основано на принципе воспроизведения ситуации или ее фрагмента, а тем самым и воспроизведения психической и физической деятельности человека, его психического состояния, включая, конечно, и эмоциональный компонент. К этому надо добавить портативность метода, возможность использования его одновременно на очень больших контингентах, в случаях, когда необходимо дать сравнительную и быструю предварительную оценку различных групп людей, объединенных совместной деятельностью, целью (профессией), условиями жизни и воспитания или занятием (спорт).

     Центральный вопрос теста Айзенка - это вопрос об интеллекте, вернее, о той важной стороне интеллекта, которую Айзенк называет скоростью умственных процессов. Не вдаваясь в тонкости по поводу оценки этого качества, следует признать как факт его существования, так и то, что оно у различных людей различно. Качество это особенно важно там, где предстоит поисковая, игровая деятельность, где эта деятельность идет в оптимальном режиме (при меняющихся условиях). Для действий в условиях стационарного режима, где главное - выполнить заданную "деятельность" заранее известным, запрограммированным образом, важна устойчивость в выполнении работы, при этом внешние воздействия парируются как "возмущения".

     Пример деятельности первого рода - любая спортивная игра и борьба: человеку противопоставляются тактика и действия противника. Пример деятельности второго рода - соревнования по гимнастике, где важно выполнить соответствующую программу (изменения может претерпевать только вариант), а все внешние воздействия на спортсмена в период выполнения упражнений могут только мешать. В первом случае внешние воздействия - это материал деятельности, благодаря им идет соревнование, во втором случае внешние воздействия - помехи, вопреки которым должно быть выполнено упражнение. Этим, конечно, не отрицается ни гибкость ума гимнаста, ни его творчество, но они испытывают напряжение в период подготовки. Тесты Г. Айзенка позволяют судить как о гибкости интеллекта, так и о характере тестируемого, его настойчивости, собранности.

     При оценке теста следует четко различать этап проведения теста и этап вынесения решения по нему. Как остроумно выразился один из героев Ч. Диккенса: "Нет ничего на свете столь постоянного, как время обеда, и нет ничего на свете столь непостоянного, как обед. В этом и состоит большое различие между тем и другим" . Иными словами, между процессом решения задач теста и оценкой результатов - дистанция, которую надо чувствовать, чтобы избежать печальных ошибок прошлого, когда по результатам тестирования давались незакономерные категорические заключения. Тестирование, как это признано большинством ученых, не следует считать чем-то самодовлеющим, только при этом условии оно может дать и дает полезные результаты.

     В настоящее время тесты применяются в клинической психологии при комплексном обследовании. Ведется изучение места и границ использования тестов (данные тестирования сопоставляются с особенностями высшей нервной деятельности, с динамикой биоэлектрической активности мозга и пр.) в групповой психологии для исследования малых групп: экипажей, команд, бригад, участников отдаленных экспедиций и т. д. Но до сих пор материалы об этих работах публиковались .лишь в специальной литературе, хотя они вызывают живейший интерес и у неспециалистов.

     Предлагаемый сборник позволит Вам не только проверить свои способности, но и познакомиться с методом тестирования. Естественно, автор ограничился частью тестирования, которая отличается большей наглядностью и занимательностью.

далее >